Розанов - Перцов П. П. Литературные афоризмы

1 Самое важное в Розанове, что его "антихристианство" вовсе не демонично, а тоже религиозно (по крайней мере, так в своем истоке). Это самое оригинальное и знаменательное в нем - и не для него только.

2 Демонизм был всюду - в З. Европе, как и в древнем мире. Не нова и атеистическая критика рационализма. Но Розанов нов, и единствен, и пророчествен для России, - потому что, враждуя с христианством (аскетической его формой), не враждует с Богом. В этом религиозно-положительный смысл его явления.

3 На Западе кто не был с христианством - был безбожен (или религиозен лишь вербально, как в "деизме"). Безбожен - или в сторону позитивного гуманизма (все "Вольтеры"), или в сторону демонического человекобожия (все "Ницше"). Только в России стала возможной религиозная критика аскетического христианства. И это будет поважнее гуманистического полу-реформаторства европейского типа, - как у Достоевского и Толстого.

4 "Суть" Розанова, конечно, - в требовании религиозного быта. Но сперва он укладывал это требование в рамки традиционного христианства и корил мир за нерадивое его осуществление. Позднее же "догадался" - и направил свои укоры по другому адресу. Оставаясь всегда на религиозной почве. Это совсем не "русский Ницше", как звали его наши близорукие "европейцы" (недаром он так не любил этой клички). Напротив, весь смысл Розанова в том, что это уже не "Европа".

5 Для Розанова характерно, что христианство кажется ему менее половой религией, нежели иудаизм. Но разве в мире Ветхого Завета возможны были "рыцарь бедный" и св. Тереза? Все половые секты у нас и на Западе? Иоанн Лейденский, мормоны, хлысты и Кондратий Селиванов? В иудаизме (как и в магометанстве) простое, добросовестное, "семейно-бытовое" сожительство - хотя бы и с целым гаремом. "Оне", но не "она". Акт природы, но не лица. Там та же преснота пола, какая чувствуется и у самого Розанова, сквозь все его сексуальные умиления.

6 Розанов отнюдь не еврей (как он сам о себе думал). Еврей неотделим от идеи Мессии, а Розанов вынимает из иудаизма именно эту идею. Вместо духовного человечества (мистический идеал еврейства), он удовлетворяется простым посюсторонним, земным человечеством. Его влечет лишенное всякой "цели", почти позитивное упоение игрою быта, заслоняющее от него бездну и создающее "жизнь" в переливах цветов на поверхности (стихия театра). Это семитский Восток вне еврейства - те "жрецы Ваала и Астарты", которых проклинали пророки Израиля.

7 "Кроткий демонизм" называлась одна из ранних статей Розанова (против Меньшикова). Это определение в более серьезном смысле идет к его собственной идеологии и проповеди. С тихой лаской он уводит "назад" - будто в Вифлеем - только бы не идти на Голгофу.

Иван Тургенев.ру © 2009, Использование материалов возможно только с установкой ссылки на сайт